О сети РОСТОК

16 условий эмоционального и психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс

16 условий эмоционального и психического здоровья по Нэнси Мак-Вильямс

Не нужно рассматривать эти критерии как единственно возможные, правильные и четко регламентированные, но это однозначно некие базовые элементы, отсутствие одного или нескольких из которых как минимум должно насторожить, как максимум – отправить на поиски ответов и сложную работу по изучению себя (самостоятельно или с помощью специалиста).

Это не просто очередной список каких-то правил и цитат из глянцевого журнала. Это вполне обоснованные и выделенные в результате множества исследований и анализа огромного опыта критерии, создающие базу психического и эмоционального благополучия. И что с того, что после знакомства с ними появилось еще больше вопросов без ответов?

16 УСЛОВИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

(Нэнси Мак-Вильямс):

1
Способность любить – открываться другим людям и быть вовлеченным в отношения с ними. Любить других, не пытаясь идеализировать или обесценивать. Принимать достоинства и недостатки. Здесь речь идет больше о способности отдавать, чем брать. И неважно, о какой именно любви идет речь: партнерских отношениях между двумя взрослыми людьми или родительских чувствах.

2
Способность работать – творить и создавать, ощущая ценность прикладываемых усилий и результата для себя, семьи, общества. Каждому человеку нужно знать, что он делает что-то значимое, нужное, чем может гордиться. В общем смысле способность работать – это не только умение устроиться на конкретную должность или получать стабильный заработок, но возможность реализовывать творческий потенциал, давать миру что-либо новое.

3
Способность играть – в самом широком смысле этого слова (и в обычные игры, детские, с установленными правилами, и в «игры» в переносном смысле – с символами, метафорами, словами, ассоциациями и т.д.). Нэнси делает ссылку на исследование эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, доказавшего огромное значение игры для правильного развития мозга.

Ученый описал игры молодых животных, которые используют телесный контакт в процессе развития. Если не позволить им поиграть один день, на следующий они продолжат с двойным усердием восполнять пробел. Психолог сделал предположение, что гиперактивность у детей может быть связана как раз с недостатком игры.

Также была отмечена общая тенденция современного общества – переход активных игр в разряд пассивных (автор теории обозначает их как «отстраненно-наблюдательные»). Люди все меньше поют, танцуют, занимаются любимыми хобби и спортом, тратя время на наблюдения друг за другом (социальные сети тому в помощь, естественно). Понятно, что для нашего мозга такой стиль жизни – не самый лучший выбор.

4
Безопасные отношения – без насилия эмоционального и физического, деструктивных проявлений, зависимостей и т.д. Неспособность строить здоровые отношения – не приговор, а проблема, с которой поможет справиться психотерапия. Для лучшего понимания вопроса Нэнси вспоминает теорию привязанности Джона Боулби.

3 типа привязанности по Джону Боулби:

  • нормальная привязанность.

  • тревожная – неумение быть в одиночестве, зависимость от другого, «прилипание» к нему.

  • избегающая – тревога внутри живет, даже при наличии способности легко отпускать другого.

  • дезорганизованный (D-тип выделился позже) – когда человек реагирует на другого, воспринимая его одновременно в качестве источника страха и тепла (и «кусает», и «прилипает»): формируется в результате детских травм, наблюдается у людей с пограничным уровнем личностной организации.

Нарушение привязанности очень распространено, но при должном внимании к проблеме и желании ее решить все реально изменить. Как указывает Нэнси, тип привязанности может измениться естественным образом: когда человек минимум в течение 5 лет пребывает в безопасных и стабильных отношениях со здоровым партнером, либо в процессе психотерапии, на что обычно уходит от 2 лет.

5
Автономия – умение слышать себя, выбирать то, что нужно и хочется для себя (а не окружающим, обществу, навязанным стереотипам и т.д.). Часто недостаток автономии проявляется желанием контролировать какую-либо отдельную сферу жизни.

6
Постоянство себя и объекта (концепция интегрированности) – умение принимать и контактировать со всеми сторонами Я (как положительными, так и не очень), ощущать конфликты, не расщепляясь. Контакт между ребенком (в прошлом), текущим Я, будущей личностью. Способность учитывать и интегрировать все данное природой и полученное в результате развития. Частным случаем нарушения данного условия может быть «нападение» на свое тело, бессознательное невосприятие его как части себя (и тогда тело можно резать, истязать голоданием и т.д.).

7
Способность восстанавливаться после стресса – при условии сильного Эго человек в столкновении со стрессовыми ситуациями умеет адаптироваться к текущей действительности наилучшим образом, не уходя в болезни, не срываясь, не используя для выхода из состояния одну ригидную защиту и т.д.

8
Надежная и реалистичная самооценка – не завышенная и не чересчур жесткая, а адекватная. Так, например, родители часто (из лучших побуждений, надеясь вырастить сильную и уверенную в себе личность) хвалят ребенка без причины, выделяют как самого лучшего.

Необоснованное восхваление – не равно искренние любовь и тепло (которые в здоровых отношениях дарятся не только за что-то и хорошие качества, а просто так). В результате ребенок плохо знает и понимает себя, часто ждет особого отношения к себе от людей и мира, что порождает конфликт.

9
Система ценностных ориентаций – человек как член общества должен понимать смысл различных норм, уметь гибко следовать им. Неспособность к осознанию, нечувствительность к разным моральным, этическим, ценностным нормам и принципам – серьезная проблема.

10
Способность выносить накал эмоций – чувствовать и переживать их, не поддаваясь влиянию. Очень важно уметь одновременно чувствовать контакт и с эмоциями, и с мыслями, ничего не подавляя и не игнорируя.

11
Рефлексия – способность смотреть на себя со стороны (оставаться эго-дистонным), замечать и осознавать проблемы, а потом искать пути решения и эффективно себе помогать.

12
Ментализация – принятие того, что другие люди являются отдельными личностями, с уникальной психологической и личностной структурой, особенностями. Это дает широкие возможности в построении межличностной коммуникации и более глубокого понимания сути отношений.

Так, например, не все понимают, что обида – это не результат слов или действий другого человека, а наше их восприятие. Обида чаще всего вызвана нашим персональным опытом, личностными особенностями, внутренними конфликтами, о которых другой человек (как правило) ничего не знает, поэтому даже если и бьет специально, то наобум и ощутить себя обиженными мы можем лишь из-за собственной уязвимости.

Гармоничного и счастливого, здорового эмоционально и психически человека очень трудно обидеть – он, скорее, посочувствует тому, кто пытается сделать больно, и пойдет дальше, не восприняв близко к сердцу слова другого и оставив ему его груз.

13
Широкая вариативность механизмов защиты и гибкость в их использовании.

14
Баланс между усилиями для себя и своего окружения – способность заботиться о себе, не игнорируя интересов партнера, быть собой и заботиться еще о ком-то.

15
Чувство витальности – ощущение себя по-настоящему живым (не только функционирующим организмом, но умеющим чувствовать вкус жизни, находиться в моменте, наполняться и делиться энергией).

16
Принятие всего, что изменить мы не в силах – способность честно и искренне грустить, испытывать скорбь, принимать собственную ограниченность, оплакивать то, чего нет и т.д.

Все 16 элементов могут считаться условиями психического здоровья и представляются высшей целью психотерапии. Количество и комбинации пробелов у каждого человека могут сильно отличаться. Все элементы определенным образом взаимодействуют между собой, при должном внимании можно отыскать закономерности в развитии или отсутствии тех или иных способностей.

Конечно же, все люди разные и не существует универсального рецепта здоровья. Но даже после беглого прочтения этих пунктов, при наличии умения воспринимать себя трезво и реально (видеть себя, а не собственные идеализации) становится ясно, как обстоят дела с эмоционально-психическим состоянием и где стоит покопаться глубже.

Нэ́нси Мак-Ви́льямс (Nancy McWilliams) — американский психоаналитик, доктор философии. Преподавательница психоаналитической теории и терапии в Высшей школе прикладной и профессиональной психологии при Рутгерском университете. Бывший президент отделения психоанализа в американской психологической ассоциации. Внештатный редактор журнала «The Psychoanalytic Review» и член редакционной коллегии журнала «Psychoanalytic Psychology».

На русский язык переведены ее три книги: «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», «Психоаналитическая психотерапия: Руководство практика» и «Формулирование психоаналитического случая».




ТЭГИ: Саморазвитие | Профилактика | Травмапедагогика |