О сети РОСТОК

Как уберечь детей от опасных игр и «групп смерти» интернете

Пресс-конференция ИТАР-ТАСС

Как уберечь детей от опасных игр и «групп смерти» интернете

22 января прошла онлайн пресс-конференция ИТАР-ТАСС, посвященная безопасности детей в виртуальном пространстве и профилактике суицидального поведения подростков.

Что стоит за интересом подросткам к группам «Синих китов»? Почему дети интересуются «суицидальными играми»? Что говорят эксперты и данные научных исследований? Что является причинами суицидального поведения подростков? Какие уроки мы можем извлечь из истории с «Синими китами», случившейся в 2016 - 2018 годах?

В своих выступлениях спикеры говорили о влиянии социальных сетей и молодежной субкультуры на психоэмоциональное состояние детей и подростков, о необходимости создания системы психологической помощи, профилактической работе среди школьников и рекомендациях родителям.

Выдержки из выступлений:

Леонид Армер:

«Одной из основных причин суицидального поведения подростков является отсутствие нормального эмоционального контакта и доверительных отношений между подростками и их родителями. Практически все дети, которые задумываются о суициде, говорят одну и туже фразу: «Мы никому не нужны».

«Сами по себе суицидальные игры никогда не являлись и не являются причинами суицида у детей. Да, там может произойти какое - то усиление суицидальных тенденций, которые были у ребенка уже до прихода в игру. Важно понимать, что в игры приходят дети уже подготовленные к суицидальной тематике».

«Причина, и это подтверждает исследование психфака СПбГУ, в котором по заказу следственного комитета анализировались более 200 уголовных дел и материалы завершенных суицидов, связанных с расследованием суицидов у детей, не найдены никакие привязки суицида к интернету и влияния интернета. Интернет - это скорее способ выявить детей из групп риска, у который есть те или иные проблемы в реальной жизни. Участие в «группе» могло быть триггером, катализатором, но не причиной».

«Как относиться к так называемым «суицидоопасному» контенту в интернете (фильмам, роликам, мультфильмам)? Важен не сам фильм (как и любое другое явление), а то как подросток его интерпретирует, важно то, что в голове у подростка в момент просмотра фильма. Реакция подростка может быть разной в зависимости от жизненного опыта, эрудиции, уровня развития, эмоционального состояния».

Майя Русакова:

«По результатам нашего исследования завершенных суицидов у детей, у половины детей либо уже было ранее диагностировано психическое расстройство, либо они обращались за психологической помощью, у них было нестабильное эмоциональное состояние».

«Положительная тенденция в том, что специалисты стали обращать на эту проблему внимание. Но только обращать внимание - этого недостаточно. Многие специалисты видят свою роль в информировании подростков и родителей, проведении родительских собраний и пр. Но не достаточно просто информировать родителей.

Причины суицидов - не в интернете. Причины - в реальной жизни. Это конфликты, и не только с родителями. Часто это конфликты в школе, конфликты с учителями. Мы говорим часто о страхе детей перед ЕГЭ, но для многих детей стоит проблема - выжить в школе, страх неэффективности, неуспешность, страх, что ты чего-то не сдашь.

Ребенку разрешить конфликт со взрослым очень сложно. Здесь реально нужна помощь».

«С 15 лет идет резкое увеличение суицидоопасности, причем одинаковое для юношей и для девушек. Важно, что дети из окружения страдающего ребенка знают о готовящемся суициде. Оказывается, что дети из окружения ребенка больше осведомлены о его эмоциональном состоянии, о тех проблемах, с которыми он сталкивается, чем окружающие его взрослые. Но дети не знают, что нужно в этой ситуации делать. И отсутствие понятного алгоритма действий приводит к тому, что взрослые узнают об этом слишком поздно. Поэтому, профилактика должна быть направлена не только на ребенка, совершившего суицидальную попытку, но и на его ближайшее социальное окружение. Так как часто есть риск повторных суицидов, и многие моменты можно предотвратить».

«Дети, которые выбирают суицид, обычно выбирают те формы, которые имеют летальные последствия. Часто окружающие взрослые воспринимают суицидальную попытку как стремление ребенка привлечь к себе внимание. И да, и нет. Привлечь к себе внимание дети пытаются весь тот период, когда они готовятся к суициду. Они пишут соответствующие тексты на стене в социальных сетях, они делают фотографии, лини разговаривают со сверстниками, они это обсуждают. Но, к сожалению, когда они делают окончательный выбор, они выбирают те формы, которые не оставляют им возможности выжить. Опасность подростковых суицидов в том, что они стремительные. Момент от принятия решения до завершения может быть очень коротким. Но при этом у ребенка был временной период, когда он пытался справиться со своим состоянием, и у него не получилось».

«Важно к разработке программ взаимодействия и профилактических программ привлекать самих подростков. Мы часто очень мало знаем об их жизни, о их проблемах, мы от них часто отмахиваемся, мы не слышим их, мы помогаем не там, где нужно. Мы можем начать помогать там, где нам кажется это правильным, но это не всегда оказывается эффективным. Или игнорируем то, что для них важно в данный момент. Поэтому все программы нуждаются не только в тщательной разработке, но и в тщательной оценке их эффективности. Нам с вами может казаться, что мы все хорошо сделали, но статистика показывает рост суицидов. Нам нужно оценить те действия, которые мы реально предприняли, оценить эффективность работы тех служб, которые вовлечены в профилактику или в работу с детьми, которые уже совершили суицидальные попытки. Мы должны понимать эффективны наши усилия или нет».

«Нам необходимо работать вместе - педагогам, психологам, исследователям, правоохранительным органам, следственному комитету, Уполномоченному по правам ребенка».

Спикеры конференции:

  • Анна Митянина, Уполномоченная по правам ребенка в г. Санкт-Петербурге; - Татьяна Семенова, заместитель начальника Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

  • Леонид Армер, координатор проекта «Молодежная служба безопасности»;

  • Константин Тхостов, директор лицея №369;

  • Майя Русакова, старший научный сотрудник сектора социологии семьи, гендерных и сексуальных отношений Социологического института РАН, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета;

  • Валентина Яковенко, зам. главного врача Центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина, врач-психиатр.




ТЭГИ: Суицид | Профилактика | Специалисты |